Вознесенско-Георгиевский храм

В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения.5 Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений.

В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.

Со второй половины XIX в. почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы. 1 октября 1890 года состоялось открытие при Вознесенском храме первой духовной школы в два отделения: для мальчиков и девочек. Это событие происходило в торжественной обстановке. Благодаря описанию его местным священником К.А. Беллюсовым, нам предоставляется возможность более подробно познакомиться с этим торжеством. Спустя 13 лет (в 1903 г.) в приходе существуют уже шесть начальных школ: двухклассное городское (женское), четырехклассная церковная приходская школа, смешанное училище (мужское и женское) от Министерства Народного Просвещения в д. Мыс и две школы в деревнях Яр и Парфенова.

Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 году Вознесенский храм являлся первым среди других церквей города по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. В оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 год при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход с ее приписными деревнями являлся самым большим среди других в городе.

В 1894 и 1907 годах в Вознесенской (Георгиевской) церкви состоялись духовные торжества: первое — по случаю 50-летнего юбилея священнослужителя и духовника городского духовенства священника П.Т. Машанова и второе — чествование по поводу 25-летия священнической деятельности настоятеля священника М.И. Иноземцева.

В 1913 г. в приходской деревне Мыс, по инициативе местных жителей, была построена часовня в честь Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”. Дальнейшая ее судьба нам не известна, однако в 2000 году по инициативе В.П. Салмина, председателя молитвенного здания, и его братьев была построена и освящена 15 марта новая часовня, но уже под другим названием — во имя Рождества Богородицы.

С приходом в России пролетарской власти для Православной Церкви начался новый период, который ознаменовался нечеловеческой жестокостью по отношению к иерархам, священнослужителям и верующим. То, что происходило тогда, можно справедливо назвать войной против собственного народа. Жертвами тайных расстрелов стали десятки тысяч человек, единственная вина которых состояла в том, что они жили в собственной стране.

В 1920-м году, в гарнизонном клубе (бывший дом Просвещения), слушалось дело священника Вознесенской церкви А.Г. Страхова и группы верующих. Их обвиняли “в неподчинении распоряжениям советской власти по сдаче церковных метрик гражданским учреждениям и саботировании декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Трибунал приговорил “ослушавшихся” к разным срокам заключения: от одного года до шести. Последний срок был применен в отношении настоятеля, как вдохновителя беспорядков. (Вероятно, в отношении А.Г.Страхова приговор не был приведен в исполнение, поскольку через два года он становится секретарем епархиальной комиссии «Живая церковь» при этом же храме. -В.К.)

Новая власть понимала — чтобы русский народ беспрекословно выполнял все требования ее системы, необходимо уничтожить Церковь и все, что могло бы о ней напоминать. В 1922 году начался “демонический поход” на Церковь во всей России, предусматривавший поголовное изъятие церковных ценностей: от священных предметов до богослужебных книг.

Сначала Вознесенский храм лишили дома с его постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем в апреле началось изъятие церковного имущества, которое должно было завершиться именно до праздника Пасхи, чтобы показать, что грабители ни перед чем не остановятся для того, чтобы осуществить задуманное.

Страницы: 1 2 3 4

Comments are closed.